Кавитация в насосах для нефтепереработки
Проблемы и решения
Номенклатура насосного оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств стран СНГ состоит, в основном, из центробежных насосов: одно- и двухступенчатых консольных и многоступенчатых двухопорных с выносными опорами. В их числе есть группа насосов, которые применяются в установках первичной переработки нефти, а также в установках термических и термокаталитических процессов для откачки тяжелых остатков с низа колонны. Во всех перечисленных технологических процессах тяжелым остатком в колонне являются кипящие мазут или гудрон при температуре 360-380 °С. Причем, рекомендуемое время пребывания мазута в нижней части атмосферной колонны – 5 минут, гудрона внизу вакуумной колонны – 2-5 минут. Исходя из этих рекомендаций подбираются параметры специальных, так называемых «печных» насосов, которые должны отбирать эти остатки и направлять их или в печь для дальнейшей переработки, или на коксование в установки замедленного коксования [1]. «Печные» насосы, предназначенные для загрузки печей соляровым дистиллятом, мазутом или гудроном с температурой до 400 °С и давлением до 65 кгс/см2, считаются самыми проблемными в нефтепереработке. Проблема конструирования горячего насоса высокого давления заключается в решении следующих основных задач: - обеспечение полной герметичности вала и разъемов корпусных деталей; - обеспечение необходимой прочности и жесткости применяемых конструкционных материалов в условиях высоких температур и давлений, а также их коррозионной и эрозионной стойкости, т.к. тяжелые остатки богаты сернистыми соединениями и мелкодисперсными примесями абразивного характера; - обеспечение температурных расширений роторных и статорных деталей без расцентровки и заедания ротора в корпусе насоса; - обеспечение высокой ремонтопригодности, т.к. для демонтажа, ремонта и последующего монтажа насоса в установке отводится от 2-х до 4-х суток [2]; - обеспечение требуемых нормативными документами наработок на отказ и 2-х – 3-хлетнего межремонтного пробега [3]. Обеспечение последнего требования трудновыполнимо, т.к. насосы, отбирающие тяжелые остатки с низа колонны, работают в предкавитационном или уже в кавитационном режимах. Причиной этому является то, что эти кипящие остатки находятся под давлением собственных паров, т.е., в состоянии равновесия с давлением паров. Таким образом на входе в насос будет только геодезический подпор жидкости в колонне. Учитывая возможные потери во входном трубопроводе и для исключения возможного газообразования в насосе при этих условиях значение геодезического подпора рекомендуется держать в пределах 2,0-2,5 м [2]. Другими словами, эти значения являются кавитационным запасом системы для насоса. Такие значения кавитационного запаса при подачах более 300 м3/ч трудно обеспечить центробежными насосами без специальных мероприятий и кавитационные явления в какой-то мере всегда присутствуют. Фундаментальные научные исследования кавитационных явлений в гидромашинах – насосах и гидротурбинах – активно проводились в 50-х – 70-х годах ХХ века во многих специализированных предприятиях и НИИ бывшего СССР, а также за рубежом. Особое внимание в этих работах уделялось топливным насосам для авиации и космоса, где вопросы кавитации были очень злободневными [4,5,6,]. Было установлено, что характер кавитации зависит от многих факторов, которые зачастую трудно установить. Определилось несколько концепций зарождения и развития кавитации, например, гидродинамическая, термодинамическая, ядерная. И каждая из них как-то обосновывалась и выражалась соответствующими критериями. К концу ХХ века сформировалось общее утверждение, что кавитация является гидродинамическим явлением и зависит как от гидродинамических качеств гидромашины, так и физических свойств жидкости. Кавитация начинается при падении давления до значения, равного или меньше упругости пара, сопровождается нарушением сплошности потока и образованием пузырьков - каверн, наполненных паром (или газом). При попадании каверны в зону повышенных давлений пар (газ) конденсируется в капельки жидкости, причем, конденсация происходит мгновенно. При подобном устремлении массы жидкости с огромным ускорением с высокой частотой в смыкающиеся пустоты и образованием при этом ударов происходит местное повышение давления в этих точках, достигающее 300 кгс/см2. В насосах явление кавитации сопровождается шумом, повышенной вибрацией, следствием которой является преждевременный выход из строя торцовых уплотнений и подшипников. Также возможно снижение параметров работы насоса – подачи, напора, мощности и КПД. При длительной работе в кавитационном режиме возможны разрушения поверхностей лопастей рабочего колеса, входного трубопровода, а иногда и стенок отвода. В результате многих экспериментальных исследований появились объяснения многих кавитационных явлений и процессов, выработаны некоторые рекомендации для практических расчетов и эксплуатации гидромашин. В частности, оценку кавитационных качеств рабочих колес центробежных насосов в 30-х годах ХХ века проф. Руднев С.С. (НПО «ВНИИГидромаш», г. Москва) предложил критерием кавитации, названным кавитационным коэффициентом быстроходности Скр, который для практических расчетов приведен к виду:.
где: n, об/мин - частота вращения; Qр, м3/ч - расчетная подача рабочего колеса; Δh, м - критический (3-процентный срывной) кавитационный запас рабочего колеса по ГОСТ 6134; соответствует NPSHr по ISO 13709:2003/API610.
А самым оптимальным решением для такого случая является комбинация двух предшествующих – снижение частоты вращение и применение
двухпоточной первой ступени. Такое решение реализовано, например, в двухкорпусных насосах ADSL 8” х 4 германской компании «RUHR PUMPEN» (рис.2)
и «Kirloskar 250/200» индийской компании «Kirloskar» (Рис.3)
Указанные насосы при частоте вращения 1500 об/мин на подачах 350 м3/ч имеют
значения допускаемого кавитационного запаса (Δhдоп, NPSHa)
на уровне 2,0 м, что приемлемо для условий «печных»
насосов. Усложнение конструкции оправдано обеспечением надежной и
долговечной безкавитационной работы.Следует
отметить, что такая конструктивная схема проточной части довольно
распространенная у ведущих насосных компаний мира (Рис.4-6).
В 70-х годах ХХ века в ОАО «ВНИИАЭН» был создан конденсатный насос КсВ 200-130, в котором реализованы вышеописанные решения и дополнительно применены предвключенные рабочие колеса (Рис.7), что позволило получить значения NPSHa также на уровне 2,0 м. ООО «Сумский Машиностроительный Завод» для откачки горячих тяжелых остатков предложил нефтяной двухкорпусный, однопоточный, 4-хступенчатый с предвключенным колесом (шнеком) насос НДМг 360-350 по типу ВВ5 API 610 (Рис.8), который при частоте вращения 1500 об/мин на подачах 380 м3/ч имеет значения допускаемого кавитационного запаса (Δhдоп, NPSHa) на уровне 2,5 м. Учитывая то, что с ростом температуры значения критического кавитационного запаса существенно снижаются [7], приведенные результаты можно считать приемлемыми. И это подтверждается многолетним опытом эксплуатации горячих нефтяных насосов с небольшими кавитационными запасами, у которых отсутствуют кавитационные разрушения шнеков и рабочих колёс.
Обобщая вышеприведенную информацию, для условий работы высоконапорных печных насосов с подачами 300-600 м3/ч можно представить
следующие рекомендации: - конструкция насоса должна соответствовать типам ВВ2 или ВВ5 по API 610;
- при применении в конструкции насоса однопоточной схемы проточной части со шнекоцентробежной первой ступенью должно быть оговорено ограничение рабочего диапазона по подаче: (0,7-1,1) Qопт,, где Qопт – режим максимального КПД;
- более перспективной считается конструкция многоступенчатого насоса с рабочим колесом первой ступени двухстороннего входа.
Перечень насосных агрегатов типа АНДг, АНДМг по ТУ У 29.1-34933255-013:2007, поставленных на НПЗ стран СНГ с 2006 по 2017 гг.
|